Для Православной церкви 7 января великий день, церковь широко и восторженно празднует День Рождества Иисуса Христа. Наш Спаситель мира, наш Господь, Иисус Христос, родился от Пресвятой Девы Марии в городе Вифлееме. В то время было правление римского кесаря Августа, владевшего иудеи, по воле которого должна была быть совершена перепись населения во всей империи. Каждый должен был пойти записываться в город своих предков. В силу этих обстоятельств, Пресвятая Дева и Иосиф, жившие тогда в Назарете и происходившие от рода Давидова, должны были отправиться в далекий путь в город Вифлеем (город Давида), чтобы записать свои имена в список подданных. В Вифлееме в гостиницах для них свободного места не нашлось. И им пришлось расположиться в пещере, куда пастухи загоняли скот во время непогоды. И в этой обстановке, лишенной обыкновенного удобства, Марии пришло время рожать. И Она без боязни родила Своего Первенца, положила в ясли для овец.
В ночь, когда родился Иисус, пастухи близлежащих пастбищ не спали, сторожа свое стадо. Вдруг, озарив ночную тишину дивным светом, пред ними появился Ангел Господень и сказал им: «Не бойтесь, Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям, ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь. И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Лука, гл. 2). Они поспешили в Вифлеем, и нашли в пещере Марию, Иосифа и Младенца, лежащего в яслях и поклонились родившемуся Господу. Рождение Иисуса было оповещено еще тем, что с востока пришли волхвы, которые увидели воссиявшую звезду на востоке. Звезда шла перед ними и указывала им путь. Волхвы поклонились Иисусу и поднесли Ему дары - золото, ладан и смирну. Так в великую память Рождества Иисуса Христа был установлен Церковь великий праздник.
Рождество подходит издалека, тихо. Начинают готовиться к празднику с Рождественского поста. Пост установлен для единения с Богом, он служит для того, чтобы в день Рождества Христова, все христиане были очищены молитвою, покаянием и чтобы сердце их было очищено пред родившемся и появившемся в нашем мире - Иисуса Христа. Длительность Рождественского поста установилась не сразу. Только при константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле для всех христиан установился окончательный срок поста в сорок дней. Пост начинается 15 ноября и проходит до 25 декабря - это по старому стилю, а по новому стилю - с 28 ноября и заканчивается 7 января. Так же, в Церковном уставе пост имеет название как - Четыредесятница.
Для постящихся христиан в уставе написано, что не следует употреблять и от чего следует воздержаться во время поста. В частности, по вторникам, четвергам, субботам и воскресеньям - пища с растительным маслом разрешена. Рыбу разрешается употреблять только в субботние и воскресные дни, а так же в великие праздники. А в остальные дни недели не позволено принимать в пищу рыбу, вино и елей. Раньше, кто побогаче ели - белугу, осетрину, судочка; победней - селедку, леща, сомовину… В Рождественский Сочельник, под Рождество - до звезды не ели. Варили кутью, из пшеницы; взвар - из чернослива, груши… Ставили под образа, на сено, будто - Дар Христу. Сочельник праздновался в последний день перед Рождеством, совершалось навечерие. В честь великого праздника Церковь напевает молитву о величии Рождества Христова: «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащие звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты востока: Господи, слава Тебе». Далее Православная Церковь, выражая свою духовную радость, совершает всенощное бдение ласковым пением: «С нами Бог. Разумейте, языцы, и покоряйтеся, яко с нами Бог». Бдение проходит еще с древних времен до утра: «От ночи до утра славословим Тебя, человеколюбче». В церкви поется Божественная Литургия. Совершается молебствие Господу Богу об избавлении Церкви и Отечества от врагов. После, Богослужения в Церквях Господу Богу, праздник переходит в дома верующих христиан.
К Рождеству Христову во многих семьях есть обычай - ставить елку, дарить новогодние подарки. Обычай отражается в словах церковного песнопения: «Христе - отрасль от корня Иессеева и цвет он него - произрос Ты от Девы». Елочные ветви украшают различными сладостями и светильниками. Идут христиане из церкви. Все - другое. Снег - святой. Звезды - святые, новые, рождественские звезды. Рождество! Смотрят в небо. Где же она, та давняя звезда, которая волхвам явилась? Вот бы, увидеть ее, пойти к ней, и прийти туда, и поклониться вместе с пастухами Рождеству!