Пятница Страстной недели (Страстная пятница) знаменует тот день, когда состоялся суд и смерть Господа нашего Иисуса Христа. Ещё этот день именуется, как Великий Пяток – воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа.
Перед Великой пятницей, в Страстной четверг ночью, Иисус с одиннадцатью учениками пришёл в селение Гефсимания. Войдя в тенистый сад, Он сказал своим спутникам: «Душа Моя скорбит смертельно. Побудьте здесь и бодрствуйте со Мною». Отойдя немного от учеников, Иисус начал молиться: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша Сия. Впрочем, как Я хочу, но как Ты». После этого Он вернулся к своим ученикам и нашел их спящими. Иисус разбудил их и сказал: «Так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? Бодрствуйте и молитесь , чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна». Он во второй раз отошел от учеников и опять начал молиться: «Отче Мой! Если не может чаша сия миновать меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя». Христос говорил о чаше страданий, которую ему вскоре предстояло испить за грехи наши. Он принял ее покорно, зная, что на то воля Божия, и если бы Он не испил ее, наши грехи остались бы неискупленными. Помолившись, Иисус снова вернулся к ученикам и снова застал их спящими. Он пошел помолиться в третий раз, и когда пришел назад, ученики его спали. Тогда он сказал им: «Вы все еще спите и почиваете? Вот, приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников. Встаньте, пойдем: вот приблизился предающий меня» (Матфей, гл. 26).
Ученики тотчас проснулись и увидели вокруг множество воинов и слуг первосвященников и фарисеев, вооруженных мечами и кольями. Среди них был и Иуда. Он заранее предупредил воинов, сказав им: «Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его». Теперь Иуда стремительно приблизился к Иисусу и, сказав: «Радуйся, Учитель!», поцеловал его. Воины тут же подошли к Иисусу и схватили Его. Петр, желая помочь Спасителю, выхватил меч и отсек ухо слуге первосвященника. Но Иисус сказал Петру: «Возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, от меча и погибнут. Или ты думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? Как же сбудется сказанное в Писании, что этому должно быть?» А пришедшим схватить Его Иисус сказал: «Как будто на разбойника вышли мы с мечами и кольями взять Меня. Каждый день с вами сидел Я, уча в храме, и вы не брали Меня. Но да исполнятся писания. Теперь ваше время и власть тьмы». Воины взяли Иисуса и повели в дом первосвященника, а испуганные ученики Его в страхе разбежавшись. Только Петр и Иоанн издали следовали за Иисусом (Матфей, гл. 26).
В Евангелие от Матфея и Иоанна говорится о Суде над Иисусом Христом: Утром первосвященники привели Иисуса Христа в преторию к римскому правителю Понтию Пилату, который призвал Иисуса и спросил: «Ты царь Иудейский?» Иисус отвечал: «Царство Моё не от мира сего. Если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои заступились бы за Меня, чтобы Я не был предан иудеям. Но ныне Царство Мое не отсюда». Пилат сказал Ему: «Итак, Ты Царь?» Иисус ответил же: «Ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине. Всякий, кто от истины, слушает гласа Моего». После этого Пилат опять вышел к иудеям и сказал им: «Я никакой вины не нахожу в Нем. Если же у вас обычай, чтобы я одного отпускал вам на Пасху. Хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского?» Весь народ стал кричать, чтобы Пилат отпустил разбойника Варавву, а Иисуса распял. Пилат удивился и спросил: «Какое же зло сделал Он?» Но иудеи еще сильнее стали кричать: «Распни, распни Его!» Видя, что ничто не помогает, а смятенье увеличивается, Пилат предал Иисуса на распятие. Римские воины раздели Иисуса, возложили на Его голову терновый венец, затем одели в багряницу, дали ему в правую руку трость и насмехались над ним, говоря: «Радуйся, Царь иудейский!» Воины плевали на Иисуса и били Его тростью по голове (Матфей, гл. 27, Иоанн, гл. 18).
Вдоволь наиздевавшись над Иисусом, воины сорвали с Него багряницу, одели Его в Его собственные одежды и повели на Гору Голгофу, где обычно совершались казни. Иисус должен был сам нести крест, к которому Его собирались пригвоздить. Воины сорвали с Иисуса все его одежды, распяли на кресте, вбили сквозь ладони по огромному гвоздю, а потом пригвоздили к кресту каждую ногу. Испытывая нестерпимые муки, Он молился Богу за своих врагов и говорил: «Отче! Прости им, ибо они не ведают, что творят».
Около шестого часа дня сделалась тьма по всей земле, и тогда Иисус воскликнул: «Отче! В руки Твои предаю дух Мой». И сказав это, испустил дух. (Матфей, гл. 27, Лука, гл. 23)