Начиная от Пасхи до Пятидесятницы проходит семь недель, которые имеют название недели по Пасхе, так как следуют за Пасхой и посвящены они воспоминаниям о событиях связанных с Божественным православлением Святого Духа на Своих учеников. В православном календаре первая неделя по Пасхе называется Новою или неделя Антипасхи. В эту неделю Своим новым явлением Господь повторил Свое великое явление ученикам. Антипасха – это слово, имеющее греческое происхождение, значащее воскресенье, следовавшее за Пасхой. В этот день Господь еще раз явился всем Своим ученикам, также и апостолу Фоме, который до конца не желал верить в Воскресение Иисуса Христа. Объясняя это тем, что пока он сам не увидит и не убедится в ранах Иисуса – он не поверит в Воскресение Христа. Поэтому этот праздничный день или неделю еще часто называют Фоминым днем или Фоминой неделей, в честь памяти апостола Фомы.
В Евангелиях от Иоанна и Луки подробно рассказывается об этом событии: Когда Иисус явился тем двум ученикам и сделался невидимым для них, они тотчас встали и пошли в Иерусалим. Там они нашли всех апостолов, кроме Фомы, и сказали о том, что с ними произошло, и о том, как узнали Иисуса в преломлении хлеба. Когда они еще говорили об этом, Сам Иисус стал посреди своих учеников и сказал: «Мир вам». Они испугались и подумали, что видят призрак. Но Христос сказал им: «Что смущаетесь и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои – это Я Сам. Осяжите Меня и рассмотрите, ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. Вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному обо Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. Так написано и так надлежало пострадать Христу и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима». Апостола Фомы не было при этом, и он еще не видел воскресшего Иисуса. Когда другие апостолы рассказали ему о явлении им Христа, Фома не поверил и сказал: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». Через восемь дней апостолы вместе с неверующим Фомой собрались в одном месте, и им снова явился Иисус. Он обратился к Фоме и сказал: «Подай перст твой сюда и посмотри на руки Мои. Подай руки твои и вложи в бок Мой и не оставайся в неверии, но верь». Фома, увидев раны Христа, с восторгом воскликнул: «Господь Мой и Бог мой!» но Иисус сказал ему: «Ты поверил, когда увидел Меня, блаженны невидевшие и уверовавшие».
Это первоначальное неверие апостола Фомы называется «добрым неверием», потому что, неверие апостола исходило не от черствого сердца, не от желания не уверовать в Воскресение Иисуса Христа, а от большого стремления желавшего поверить в чудо, которое апостол Фома хотел всей своей душой.
В народе этот праздник величают Красной горкой. С древних времен и по сегодняшний день люди старались и специально подгадывали в этот день провести свадьбы, потому как, праздник Красная горка воспринимался счастливым и хорошим днем для вступления в брак. В этот день заканчивались все последние приготовления к свадебному торжеству, столы были накрыты, платье и свадебный букет невесты - готовы. Праздник Красную горку праздновали всегда весело, целый день с утра до вечера пели песни, водили хороводы. Еще праздник Красная горка в народе имеет название – «кликушное воскресенье». Это название праздника исходило из того, что в деревнях и селах в этот день жители проходили по домам молодоженов и окликали молодых, говоря им добрые слова, желавшие всего хорошего на их совместное будущее, за что получали благодарение в виде всяческих угощений.
С этого дня до отдания Пасхи на всех службах, которые начинаются с возгласа священника, а также перед началом шестопсалмия трижды поется или читается «Христос воскресе». Наутрени в храмах величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради во ад сшедшаго и с Собою вся воскресившего». По Евангелии – «Воскресение Христово видевшее» поется трижды, так во все воскресные дни до отдания Пасхи. На литургии при входе: «Приидите, поклонимся… Спаси ны, Сыне Божий, воскресый из мертвых…». После «Спаси, Боже…» - «Христос воскресе» один раз; после «Слава Тебе, Христе Боже…» - «Христос воскресе» трижды. Отпуст «Воскресный из мертвых…», такое окончание литургии бывает во все воскресные и седмичные дни от Недели Фоминой до отдания Пасхи. Вечерня проходит в Неделю Антипасхи со входом и великим прокимном.
Начиная с Антипасхи, в храмах на последующих воскресных службах поется пасхальный канон и где начинается повторение празднования «первого дня Недели».