Великий день и великий двунадесятый праздник для Православной церкви, имеет начало празднования в IV веке – по церковному календарю его отмечают 6 (19) августа. Этот день знаменует событие, связанное с земной жизнью Иисуса Христа, Спасителя нашего мира. Об этом событии описывается в трех Евангелиях, от Матфея, от Луки, от Марка. Чтобы оберечь своих учеников от горечи и уныния, Иисус Христос явил чудо Преображения Господа: По прошествии дней шести, Иисус взял с Собой Петра, Иакова и Иоанна и взошел с ними на высокую гору. Там Иисус преобразился пред учениками: лицо Его просияло, как солнце, а одежды сделались белыми, как свет. Рядом с Ним явились пророки Моисей и Илия и стали беседовать о том, что Христу предстоит совершить в Иерусалиме. Петр, не зная от страха, что говорит, сказал Иисусу: «Господи! Хорошо нам здесь быть. Если хочешь, сделаем здесь три кущи, Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии». Когда он еще говорил, светлое облако осенило их, и из облака раздался голос Бога: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение. Его слушайте». Услышав голос, ученики пали на лица и еще больше перепугались. Через какое-то время они подняли головы и не увидели никого, кроме Иисуса. Иисус же сказал ученикам: «Никому не говорите об этом видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых». Но ученики не поняли, что он этим хотел сказать, и спрашивали друг у друга: «Что значит воскреснуть из мертвых?» (Матфей, гл. 17).
До сих пор на горе Фавор живет память о великом посещении ее Спасителем мира нашего. Над вершиной этой горы, в ночь Преображения, можно видеть ярко светлое облако – об этом явлении рассказывают очевидцы – местные жители.
Иисус, хочет помочь всем людям, отдавая себя, которые, в свою очередь, не верят Ему, не понимают Его. Он смог бы сделать так, чтобы люди поверили Ему – показать Свою Божественную силу, но Он хочет от людей только свободной веры и свободной любви от людей. Иисус понимает, что в последний миг, предавая Себя в жертву, Его все оставят. Но тем самым, Он знает, что когда все совершится, это послужит свидетельством о том, куда Он зовет людей: к великому смыслу и радости, торжеству, для которых должен существовать человек. В неведении от всех, Иисус показал только троим ученикам Свою славу и Божественный свет. Тот Божественный свет, который пронизывает всю землю, весь мир. Божественный свет, в котором для всего заложен последний и главный смысл призвания человека.
В народе этот праздник Преображения еще имеет название как второй спас. Для христианина этот праздник начинается с церковной службы. На утрене проходит величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем Причистыя Плоти Твоея преславная Преображение», «Величай, душе моя, на Фаворе преобразившегося Господа». На литургии антифоны праздника – входной стих: «Господи, посли свет Твой и истину Твою, та мя настависта и введоста мя в гору святую Твою», «Приидете, поклонимся… Спаси ны, Сыне Божий, преобразивыйся на горе…». По окончании литургии совершается освещение винограда и плодов. Вечером, в праздник, совершается вечерня со входом и великим прокином. На церковную службу христиане приносят плоды и семена злаков, нового урожая, для их освящения святой водой. (после окропления колосья хранились в домах в течении года).
Преображение Господне сопровождается некоторыми обычаями. Существовал обычай, что к празднику распахивали землю под озимые культуры. После этого приглашался священник, который освящал землю святой водой и иконами. А самый лучший землевладелец деревни имел право бросать на освященные места хлебные зерна, что предзнаменовало начало засева озимых. Так же оставался неизменным и такой обычай русских крестьян: наделять всем, из собранного урожая, нищих и бедных. Тех, кто не следовал этому обычаю, в народе осуждали и приговаривали: «А не дай, Боже, иметь с ним дела! Забыл он старого и сирого, не уделил им от своего богатства и малого добра, не призрел своим добром хворого!». Из множества созревших фруктов и овощей к концу августа всегда выделялись яблоки. Именно поэтому праздник Преображения называли еще и Спасом яблочным.
В этот великий праздник Преображение Господне, в народе, существует множество пословиц, примет, присловий: «А пришел Спас – всему час: плоды зреют», «На второй Спас и нищий яблочко съест», «Второй Спас – шубу припас», «На второй Спас бери голицы про запас», «Со второго Спаса засевай озими», «Посей под погоду, будешь есть хлеб год от году», «Рожь, посеянная при северном ветре, родит крепче и крупнее».